учебное заведение, существовало в Ленинграде в 1925-1928 гг. Инициатором создания В. б. к. был прот. Николай Чуков (впосл. Ленинградский митр. Григорий), бывш. ректор Петроградского Богословского института (закрыт в мае 1923) и зав. Богословскими курсами Центрального р-на Ленинграда. 31 мая 1925 г. он представил в Совет курсов доклад о расширении программы курсов и об углублении преподавания для превращения их в вуз. Подготовительная комиссия 19 июня 1925 г. одобрила предложенный прот. Н. Чуковым проект «Положения о Высших богословских курсах». «Положение» с составом должностных лиц и преподавателей было утверждено Местоблюстителем Патриаршего престола Крутицким митр. сщмч. Петром (Полянским). В сент. В. б. к. получили гос. регистрацию. Занятия начались 29 сент.
Ректором курсов стал прот. Н. Чуков (кроме того, преподавал церковное проповедничество), проректором - проф. прот. А. В. Петровский (преподавал Свящ. Писание ВЗ и древнеевр. язык). В число преподавателей также вошли протоиереи М. Митроцкий (догматическое богословие), В. Ф. Лебедев (нравственное богословие), П. Аникиев (пастырское богословие, история рус. религ. мысли), профессора И. Д. Андреев (апологетика), А. А. Дмитриевский (литургика и церковная археология), П. П. Мироносицкий (греч., церковнослав. языки и пение). Впосл. были приглашены прот. сщмч. Михаил Чельцов (НЗ), протоиереи В. Рыбаков (патрология), Г. Сербаринов (история и разбор зап. исповеданий), В. Прозоров (история и разбор сектантства и старообрядчества), проф. П. Г. Васенко (история Русской Церкви), А. П. Обновленский (каноническое право), Владимир Шкловский (лат. язык).
Руководящим органом являлся Совет В. б. к., получивший право принимать научные труды на соискание степени канд., магистра и д-ра богословия. На В. б. к. защитили магистерские диссертации 25 нояб. 1926 г. прот. Н. Чуков («Мессианские представления иудеев по Таргуму Ионафана, сына Узиелова»), 24 мая 1927 г. прот. В. Рыбаков («Св. Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность»), 7 дек. 1927 г. прот. Н. Чепурин («Анимистическая теория о происхождении религии и ее доанимистические и тотемистические придатки (опыт философско-антропологического исследования в апологетическом освещении)»). Ученые степени получил и ряд бывш. студентов Петроградской ДА и Петроградского Богословского ин-та, в частности Н. Д. Успенский, к-рый был оставлен на В. б. к. (кафедра литургики).
На содержание курсов неск. раз в год проводился сбор денег в храмах. На эти средства и пожертвования от частных лиц была создана небольшая б-ка. К концу 1-го учебного года В. б. к. посещали 83 чел.: 37 мужчин и 46 женщин, мн. слушатели ранее обучались в Пастырско-богословском училище (закрыто в 1928).
В мае 1928 г. Совет В. б. к. переработал «Положение», открыв 2 отд-ния: основное богословское с 3-летним курсом и подготовительное пастырское (оно заменило Пастырско-богословское уч-ще) с 2-летним курсом. Предполагалось, что эти изменения повысят качество подготовки слушателей и дадут возможность выпускать кандидатов в священники, прошедших подготовительное отд-ние. Однако на практике преобразование В. б. к. не осуществилось. 2 февр. 1928 г. Совет В. б. к. предупредил студентов о недопустимости их участия в агитации в пользу иосифлянского движения (см. Иосифлянство). Неск. студентов все же поддержали иосифлян, за что подверглись репрессиям гражданских властей. Это и послужило поводом к закрытию В. б. к. советскими властями в авг. 1928 г.
После закрытия корпорация В. б. к. во главе с прот. Н. Чуковым выработала «Положение о Православном Богословском институте в Ленинграде». Проект получил одобрение Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского), через него он был представлен на рассмотрение ВЦИК. Весной 1929 г. «Положение» было рассмотрено Административным отделом ВЦИК и одобрено, но ин-т так и не был открыт.